Определение срока годности

Человек, приходящий в магазин, всегда надеется на то, что приобретёт качественный товар. Но иногда он становится жертвой обстоятельств или недобросовестности торговых работников, заведомо продающих ему продукцию, которую нельзя уже реализовывать по причине её непригодности для употребления.

Внимание

Особую опасность таит в себе просроченная еда, напитки и лекарства, но и использование шампуня или косметического средства с истёкшим сроком годности – тоже само по себе небезопасно для здоровья. Что же это за термин – «срок годности», кто его устанавливает, и какую ответственность может понести торговое предприятие, реализующее продукцию, подлежащую утилизации?

Нормативная база

Закон «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) гласит, что на товар или услугу (в зависимости от вида) могут устанавливаться: сроки годности, службы, эксплуатации, и предоставляться гарантия. Правительство РФ ещё в 1997 году подготовило и внедрило Постановление № 720, где чётко определяется перечень товаров, теряющих потребительские свойства, и по достижении конкретной даты становящихся небезопасными для здоровья, а может, и жизни, человека.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.


К сведению

Предполагается, что срок годности полномочен устанавливать изготовитель «на добровольных началах», но ст. 5 ЗоЗПП гласит, что обязанность по их определению возлагается на всех производителей продовольствия, лекарств, парфюмерии, косметики и пр.

На основании ФЗ № 184 «О техническом регулировании», изготовителям вменяется в обязанность определение срока годности, исходя из требований технических регламентов на отдельные виды продукции. То есть, производитель не может произвольно, по собственному усмотрению устанавливать срок годности, так как подобные решения спонтанно не принимаются.

ВАЖНО

Если проанализировать п. 3 ст. 14 и п. 6 ст. 19 ЗоЗПП, то нетрудно сделать вывод, что изготовители сами заинтересованы в правильном установлении сроков годности. Ведь они несут полную ответственность за вред, нанесённый покупателю по причине плохого качества продукции.

Что такое срок годности?

На основании п. 4 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», сроком годности принято считать временной интервал, на протяжении которого товар является пригодным для применения. Когда этот период заканчивается, то подобная продукция переходит в разряд просроченной, и её применение может причинить вред здоровью потребителя или его имуществу. В этом вопросе не менее важны и экологические аспекты, ведь «просрочка» бывает потенциально опасной и для окружающей среды, следовательно, она подлежит утилизации или отправляется на переработку (если это возможно).

Функции срока годности:

  1. Запрещает продавцу реализовывать просроченную продукцию, и товары, которые покупатель не успеет использовать по причине того, что срок годности недостаточен.
  2. Даёт гарантию на то, что покупатель приобретает продукцию, соответствующую требованиям.
Внимание

Просроченные товары запрещены к продаже, и несоблюдение требований законодательства может послужить причиной наложения на продавца штрафных санкций, если факт реализации подобной продукции будет доподлинно установлен.

Срок годности может исчисляться периодом, начинающимся днём или месяцем изготовления, либо датой, до которой приобретённому товару необходимо найти применение. Примечательно, что для продукции со сроком годности три месяца и менее, определяется конкретная дата (день/месяц/год). На упаковках товаров длительного использования «выбивается» только месяц и год.

Виды

Потребителю полезно знать, что существуют сроки:

  • Годности – временной интервал, по прошествии которого продукцию нельзя использовать по прямому назначению.
  • Хранения – время, на протяжении которого товарная единица сохраняет все свои первоначальные характеристики и свойства. Производитель гарантирует сохранность своей продукции лишь в том случае, если полностью были соблюдены условия хранения.
  • Реализации — дата, до которой продавец может продать потребителю товар.
  • Предельный – максимально возможный временной период, на протяжении которого гарантируется безопасность и доброкачественность продукта. Данная величина относится, в первую очередь, к скоропортящейся продукции.
  • Эксплуатации – время, на протяжении которого можно использовать непродовольственные товары без значительной утраты потребительских характеристик. В качестве примера часто приводится мебель. Если она находится на складе, в магазине, дома или в офисе в разобранном состоянии, то к ней применимо понятие «срок хранения». Когда же мебельная продукция собрана, установлена и используется по прямому назначению, то здесь уже уместно упомянуть термин «срок эксплуатации», на протяжении которого изделие не утрачивает своих функций, но постепенно изнашивается и теряет первоначальные свойства.
  • Службы – величина, измеряющаяся не только в днях, месяцах или годах, но и в других единицах (километрах, циклах срабатываний и пр.). Изготовитель даёт своего рода гарантию, что приобретённое изделие будет исправно функционировать на всём протяжении срока службы, но только в случае соблюдения правил эксплуатации.
  • Гарантийный – величина, которая может измеряться во временных единицах, километраже и пр. Примечательно: срок службы изделия определяет производитель, а гарантию может предоставлять либо производитель, либо продавец. В течение гарантийного срока эксплуатации продавец (изготовитель) обязан на безвозмездной основе устранить дефекты изделия.

Остаточный срок годности

Под данным термином принято понимать временной интервал, определённый производителем для конкретного товара, частично потерявшего свои качественные характеристики, зачастую, по причине неправильного хранения.

К сведению

Партия «ещё не совсем просроченной продукции» реализуется с учётом оставшегося срока годности, и чаще всего это происходит на аукционах.

Как устанавливается остаточный срок годности? Ранее, его можно было указывать в процентах, но на данный момент позиция Минэкономразвития относительно этого вопроса изменилась. В МЭР РФ полагают, что остаточный срок годности необходимо закреплять в документах в виде конкретного периода или даты. Нередко субъекты, участвующие в торгах, вынуждены в суде доказывать, что использование процентного варианта не привело к ограничению конкуренции.

Штрих-код и маркировка

Бывает, что на упаковке отсутствует информация о сроке годности товара, то есть, не всегда потребитель может обнаружить требуемый набор цифр. В век современных технологий это не страшно, поскольку на каждой упаковке имеется штрих-код, способный многое рассказать. Примечательно, что 13-значный код не может указать, до какого времени годен продукт, но зато благодаря ему, есть шанс получить код товара, а также узнать, в какой стране он был произведён, и на каком предприятии.

К сведению

Внимательный покупатель может обнаружить рядом со штрих-кодом буквенно-числовой набор. Это – код партии, и именно с его помощью можно получить информацию: до какого дня, месяца и года можно безбоязненно использовать продукт.

По сути, код партии – это служебная информация, которую может использовать в своих целях и рядовой потребитель. Чтобы узнать срок годности продукта, он вправе связаться любым доступным способом с компанией-производителем (телефон горячей линии, сайт производителя, адрес электронной почты). Серьёзные изготовители всегда идут навстречу своим потенциальным клиентам, поэтому дают оперативные ответы на все вопросы. Есть и другие методы. Например, в Интернете можно найти подходящий сайт-дешифровщик, с помощью которого легко определяется, до какого времени годен товар.

Дополнительная информация

Крупные бренды создают особые таблицы, к которым имеют доступ все пользователи интернета. Самый простой способ – найти и скачать на смартфон приложение «Сканер штрих-кодов», что существенно облегчит задачу.

Потребитель и его права

Если срок годности ещё не истёк, покупатель вправе:

  1. Настоять на устранении дефектов бракованного товара, причём ремонтные работы (при возможности их проведения) может осуществить как продавец, так и производитель.
  2. Вернуть приобретённый некачественный товар в магазин, сотрудники которого обязаны обеспечить полный возврат денежных средств.
  3. Потребовать от продавца или производителя материальную компенсацию, если ремонт некачественного изделия был произведён за счёт покупателя.
  4. Потребовать скидку, размер которой должен быть пропорционален обнаруженным дефектам товара.
  5. Заменить товар на аналог или изделие, обладающее схожими свойствами и потребительскими характеристиками (если нужно, то делается перерасчёт цены).
  6. Вернуть продукт в торговую точку по причине истёкшего срока годности. В данном случае, покупатель вправе потребовать возврата полной денежной суммы или предоставления аналогичного товара, но надлежащего качества.

Отличие от срока хранения

Известны виды продукции, которые можно использовать по назначению, даже если срок годности истёк, причём без вреда для здоровья, и ярким примером тому является мёд. По российским стандартам данный продукт способен сохранять потребительские свойства всего один год, но это не значит, что по истечении этого времени он станет несъедобным. Свежий мёд – жидкий, и постепенно он кристаллизуется, что приводит к его потемнению и изменению вязкости, но в целом, продукт пригоден для употребления в пищу. Если мёд правильно хранить и не допускать попадания в него воды, то он не испортится даже через 10 лет.

ВАЖНО

Срок годности либо больше, либо равен сроку хранения.

Отличие от срока реализации

На отдельных видах продовольствия можно обнаружить надпись: «реализовать до…», а ниже указывается срок годности. Какая разница между ними, и есть ли она вообще? Срок реализации – дата, до которой продукцию разрешается продавать потребителю, и он либо меньше, либо равен сроку годности. К примеру, не факт, что гражданин, купивший пакет молока, выпьет его за один присест, поскольку производитель предполагает, что всякий продукт должен «сколько-то полежать в холодильнике».

Внимание

Однозначно, не стоит приобретать продукты с истёкшим сроком реализации.

Отличие от гарантии

Гарантийный срок – показатель, лишённый объективности, и его продолжительность может устанавливаться, как продавцом, так и производителем произвольно. Главное его предназначение – определить временной интервал, на протяжении которого выявленные изъяны могут быть устранены силами производителя или продавца. Срок годности произвольно не устанавливается, поскольку он обязан иметь под собой «документальную подоплёку».  

Срок годности лекарственных средств

Данный показатель для каждого препарата определяется в индивидуальном порядке, экспериментальным путём. То есть, конкретное лекарство хранится при определённых условиях, помещённым в фабричную упаковку, и в после серии экспериментов, срок годности либо увеличивается, либо сокращается.

К сведению

Производитель, подготавливающий проект нормативной документации, самостоятельно определяет период хранения лекарственного препарата, который должен составлять минимум два года. Разработчик изучает стабильность продукта, даже если он уже зарегистрирован и пущен в массовое производство.

Дата выпуска является той самой точкой отсчёта. Если препарату требуются особые условия для транспортировки, хранения и реализации, то они непременно соблюдаются, а вся необходимая информация наносится на упаковку при маркировке. Лекарства разрешается продавать с таким расчётом, что потребитель успеет найти ему применение до истечения срока годности. Лекарственные препараты нельзя хранить более пяти лет (даже тогда, когда образец успешно прошёл все «испытания временем»).

Срок годности продуктов питания

Всякий продукт, относящийся к продовольствию, имеет свой срок годности, устанавливаемый производителем на основании техрегламента. И если он этим правилом пренебрёг, значит, нарушил закон, а если продавец реализует продукцию, зная или не зная, что её продавать уже нельзя, то на него также накладываются штрафные санкции. Все продовольственные товары делятся на 3 большие группы:

  1. Длительного хранения. К ним следует отнести съестные припасы, способные храниться более 30 дней, причём без соблюдения определённого температурного режима. Но это не значит, что они могут пребывать на складе в неподобающих условиях, ведь из-за этого может пострадать их качество. Например, макаронные изделия – это «сухие консервы», которые сохраняют свои характеристики даже при резко отрицательных температурах, и могут храниться до пяти лет, а вот высокая влажность сделает их непригодными для употребления в пищу спустя совсем короткое время.
  2. Скоропортящиеся продукты. В охлаждённом состоянии они могут храниться от 3 до 30 суток, но только тогда, когда для них будут созданы оптимальные температурные условия. У каждой подгруппы или наименования индивидуальный срок годности. Например, для пастеризованного молока (в «мягкой» упаковке) – не более 5 суток, для варёной колбасы – 10, для йогурта – 14.
  3. Ультраскоропортящиеся продукты. Именно они и таят в себе особую опасность, так как их употребление после истечения срока годности очень часто становится причиной пищевого отравления. Их нельзя сохранить при комнатной температуре, а срок годности у пирожных, охлаждённой рыбы, мясомолочной продукции может составлять от 0,5 до 3 суток, и то при условии создания оптимального температурного режима (не выше +6 0 С).

Неустановленный срок годности

Когда потребитель пытался отыскать на упаковке «заветные цифры», но это ему не удалось по причине их отсутствия, то на основании п. 1 ст. 19 ЗоЗПП он вправе обратиться к производителю с претензией. По сути, реализация продукции, на которую положено наносить соответствующую маркировку, но она не нанесена, запрещена, о чём чётко прописано в п. 5 ст. 5 ЗоЗПП.

Внимание

Если же гарантийный срок не установлен, то выявленные в процессе эксплуатации товара дефекты, требуют устранения — в течение двух лет с момента приобретения некачественного изделия.

Примечательно, что существуют группы товаров, на которые термин «срок годности» не распространяется. Но когда продукция:

  • с течением времени становится опасной;
  • теряет потребительские свойства через определённый временной промежуток;
  • полностью потребляется,

то для неё устанавливаются сроки годности, и это – обязательное для всех изготовителей условие.

Нюансы

  1. Если на упаковке написано: «срок годности неограничен», то это не значит, что продукт наделён способностью сохранять свои свойства пожизненно. Здесь следует ориентироваться на срок хранения, являющийся нормируемым показателем.
  2. К продовольствию, лекарствам, косметики и парфюмерии термин «эксплуатация» не применяется, и вместо него используется «краткосрочное потребление».
  3. Срок годности скоропортящихся товаров продлению не подлежит.
  4. Если на упаковке продукта, произведённого иностранной компанией, не указана информация относительно срока годности или службы, то продавец может его реализовывать. Но он должен осознавать, что если здоровью потребителя будет причинён вред, то продавец понесёт ответственность по ст. 1097 (п. 2) ГК РФ или по п. 3 ст. 14 ЗоЗПП.

КомментарииПоказаны 0 из 0
Оставить комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Адрес редакции сайта: город Москва, территория Сколково инновационного центра, Большой бульвар, дом 42 строение 1
Режим работы: Круглосуточно